Подключение диагностического оборудования к
автомобилю
Для подключения автомобиля к персональному компьютеру
необходимо приобрести или изготовить интерфейс связи между СОМ -
портом и диагностическим разъемом K-LINE

|
|

|
Первая надпись на
экране диагностического оборудования или компьютера, вызывающая
панику у новичков, как правило, что - то типа "Нет связи", "Нет
ответа контроллера" или нечто подобное, но не менее интригующее.
Мотор-тестер, к примеру, начинает предлагать варианты - от
неподключенного питания до аппаратной неисправности адаптера.
Хорошо, если первой на диагностику прикатила машина с
иммобилизатором и Вы уверены, что с адаптером все в порядке.
Причина отсутствия связи на автомобилях без иммо банальна и возможна
только в отечественном автопроме - разрыв линии диагностики, идущей
от диагностического разъема до ЭБУ. Иммобилизатор использует K-Line
для связи с ЭБУ и включается в разрыв линии диагностики. Если
иммобилизатор не установлен, то линия диагностики висит в воздухе и
связь с ЭБУ отсутствует. На этом месте предполагалось, видимо,
заглушка, но... Для восстановления связи нужно просто
установить перемычку между контактами 9-1 и 18 разъема иммобилайзера
(или установить иммобилайзер) как показано на рисунке. На практике,
для сохранения функций плавного гашения света, да и просто для
отпугивания пионеров обрезают и сращивают эти два провода, оставив
иммо в разъеме.
 |
|
Диагностический разъем
ГАЗ.
1 +12V 2 +12V от АКБ 10
L-Line 11 K-Line 12 Масса
|
|
Диагностический разъем
ВАЗ |
 |
|
A - GND B - L-Line (может не
быть) M - K-Line G - Управление
топливным насосом. |
H - 12V.
Постоянное c АКБ через предохранитель. /может не
быть. |
|
 |
|
На последних модификациях ВАЗ,
рассчитанных на нормы токсичности ЕВРО 3 (4) применяется
стадартный европейский коннектор OBD-II.
|
Назначение контактов диагностической
колодки |
|
2 - J1850 Bus+ 4 - Chassis Ground 5 -
Signal Ground 6 - CAN High (J-2284) 7 - ISO 9141-2 K
Line |
14 - CAN Low (J-2284) 15 - ISO 9141-2 L
Line 16 - Battery Power |
Местонахождение диагностических колодок
ВОЛГА -
под капотом, на стенке
моторного отсека, на стороне пассажира ВАЗ 2110 - справа от водителя, рядом с рулевой
колонкой ВАЗ 2109 Низкая
панель - на полке под
"бардачком", рядом с ЭБУ ВАЗ 2109 Высокая панель - за центральной консолью. ВАЗ 2108-2115 "европанель" - на "торпедо", закрыто
лючком. Шевроле-Нива -
OBD-II, около замка
зажигания, частично прикрыт кожухом рулевого
управления. ВАЗ 11183
"Калина" - Под нишей
для мелочей рядом с ручкой КПП.
Расположение
блоков

|
Шевроле-Нива
- блок управления
находится
в районе ног переднего пассажира.
Доступ к жгуту возможен только при снятом перчаточном
ящике, для извлечения блока нужно демонтировать
перчаточный ящик ("бардачок") и открутить от блока
предохранители. Для перезаписи блок можно не
откручивать, если есть кабель достсточной
длины. |
 |
ВАЗ 2106i - Блок управления находится на месте
полочки под бардачком, там же расположены предохранители
ЭБУ, диагностическая колодка и реле ПТФ. Все это закрыто
чисто по отечественному, пластиковым щитком с огромными
зазорами. Для подключения диагностики щиток придется
открутить, т. к. несмотря на его "гибкость", вставить
диагностический разъем не получается. |
 |
ВАЗ 11183
"Калина" |
|
Разъем для
подключения диагностического оборудования к автомобилям ВАЗ
|
|
|
|
Для подключения диагностического
оборудования к колодке можно воспользоваться штыревым
контактом соответствующего диаметра, но гораздо удобнее
изготовить специализированный
разъем. Данная конструкция была разработана НПП НТС
для подключения своего диагностического оборудования. В
несколько измененном виде данные разъемы можно встретить на
авторынках Тольятти. Данный чертеж был выполнен и
предоставлен (c)AIST |
Разъем,
изображенный на фотографии можно приобрести в Тольятти на авторынке
"Пламя". Он довольно качественно изготовлен и имеет одно
несомненное преимущество - наличие довольно большого объема
свободного места. Я, например, без труда уместил в нем адаптер
k-line. Получился компактный адаптер для ноутбука.
А вот такую
колодку подключения к разъемам диаоностики можно заказать в он-лайне
на сайте тольяттинской фирмы ЗАПЧАСТЬ - СЕРВИС.
Колодка представляет собой
пластмассовый двухсторонний разъем, с одной стороны которого
подключение к штатной ВАЗ-овской колодке диагностики, с другой - OBD
II. Я уже неоднократно их заказывал, доставка бандеролью (в
Волгоград) в течении недели.
Как
самому смастерить разъемы для подключения к диагностическим
разъемам? Своим опытом по изготовлению делится Sany77 - скачать
подробную инструкцию.
Диагностические
шнуры
Теперь немного о шнуре. НПП НТС, например,
комплектует свои адаптеры KR-2 3-х проводным жгутом длиной 5 метров,
по двум подается питание ("+" и "-" с АКБ, кроколилы) и один
неэкранированный сигнальный провод, подсоединяемый в колодке к
контакту "М". При самостоятельном изготовлении шнура нужно иметь
ввиду, что при использовании качественного экранированного провода
длину можно нарастить до 15 м, и то, что система с отдельной подачей
питания выбрана из-за того, что в старых типах проводки не
подавалось питание на колодку диагностики - в настоящее время можно
все подключать непосредственно к колодке. На фотографиях
изображены "сменные" шнуры для ВАЗ и ГАЗ с питанием адаптера с
колодки диагностики.
И, несомненно, самым удобным в эксплуатации при
использовании ноутбука является колодка со встроенным адаптером
К-Line. Адаптер, изображенный на фотографии слева активно
используется для диагностики и работы с инженерным ЭБУ J5 On-line
tuner совместно с ноутбуком IBM Thinkpad P-II/366. Диагностическую
колодку такого типа можно найти в Тольятти, рынок "Пламя" или
сделать самому.
В заключение приведем распиновку
адаптеров:
1. Самого популярного K-Line от chiptuner - она
полностью соответствует распиновке адаптера KR-2 от НПП НТС:
2-K-Line, 4,5 + питания, 8,9 - GND.
2. Адаптер K-Line v.1.7: 9-pin от Автоэлектрика:
1 - K-Line, 4 - масса K-Line, 5 - масса питания, 8 - плюс
питания.
3. Адаптер K-L-Line v.2.1 (и от USB
K-L-Line) от Автоэлектрика: 1,14 - K-line; 13,25 L-Line; 17,18 +12V;
21,22 GND; 3 - J1850 Bus+